Для этого создают «светящийся газ», который при вдыхании в легкие будет излучать ультрафиолет (УФ). А поскольку новый коронавирус гибнет под воздействием солнечного света, это излучение должно его убить.
Как видят процесс лечения физики…
Вот как об этом рассказывает генеральный директор Физико-энергетического института Росатома Андрей Говердовский:
— Физики и химики ФЭИ разрабатывают новый метод борьбы с вирусами, в том числе COVID-19. Проект мы называем «светящийся газ». До сих пор никому не удавалось провести дезинфекцию ультрафиолетом внутри человека. Мы придумали, как можно это сделать. Подбираем молекулы и газовые компоненты, которые при вдыхании останутся активированными и будут излучать ультрафиолет прямо в легких. Надеемся, что кроме коронавируса наш метод позволит лечить туберкулез, онкологию и другие болезни.
Это отрывок из интервью в свежем номере газеты «Страна Росатом». И безусловно, речь идет о серьёзнейшей научной разработке. Мы знаем, что наши атомщики во многом впереди планеты всей. И нет никаких сомнений в том, что исследования в ФЭИ проводят на переднем крае науки.
…и как его понимают медики
Но применительно к этому предложению есть некоторая проблема. Дело в том, что физики и медики видят мир несколько иначе, на одни и те же проблемы они могут смотреть по-разному. И ничего страшного в этом нет. Очень сильно отличается их подготовка, их взгляды на болезни, лечение, на безопасность.
У врачей даже есть такое понятие — «клиническое мышление». Эта «медицинская логика» помогает видеть организм в целом, понимать взаимосвязи между органами и системами, понимать патогенез (механизм развития болезни) и его связь с симптомами у конкретного пациента. Этому можно учиться только в мединституте и потом пополнять знания у постели больного всю жизнь. И поэтому хороший доктор практически всегда может отличить ложь в медицинской рекламе, как бы научно она ни преподносилась — она может быть правдоподобна с точки зрения формальной логики, но абсурда в свете логики медицинской.
Что же не так в проекте со «светящимся газом», который предлагают физики? Вот что думает по этому поводу главный внештатный специалист-пульмонолог Министерства здравоохранения РФ по ЦФО, генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов и заместитель начальника управления науки МГМСУ им. А. И. Евдокимова МЗ РФ Андрей Малявин:
— Ультрафиолет очень губителен для слизистых оболочек дыхательных путей. И в дозе, необходимой для гибели коронавируса, он вызовет повреждение мерцательного эпителия, покрывающего дыхательные пути. Что в свою очередь приведет к очень тяжелым последствиям для здоровья. И кстати, сам вирус при этом скорее всего останется жив. Ведь он преимущественно находится не в воздухе, а проникает внутрь клеток и там реплицируется (размножается). Мембрана и содержимое клеток будут защищать его, экранируя ультрафиолет.
Точку ставить рано
Значит ли это, что на «светящемся газе» надо ставить крест? Ни в коем случае. У него может быть масса применений. Например, им можно накачивать для дезинфекции какие-то трубки или емкости, куда затруднено введение других антисептиков. Они могут быть очень сложной формы, могут иметь, много ходов и объемов. Например, так бывает с медицинской техникой, теми же аппаратами для подачи кислорода или для искусственной вентиляции легких, которые сегодня широко используют при лечении COVID-19. Но вот накачивать УФ-газом легкие или какие-то другие полости человека вряд ли стоит. Это совсем не безопасно.
Мы хорошо понимаем, почему солнечный свет, да и любой другой источник ультрафиолета, опасны для здоровья. Они обладают мутагенным действием. Именно поэтому УФ разрушает РНК (геном) коронавируса. Но именно по этой же причине он способствует развитию меланомы и других опухолей кожи. Это из-за того, что УФ-лучи вызывают мутации. Кроме того, они наносят травму коже — ожог. И в этом плане наши кожные покровы гораздо устойчивее, чем слизистые оболочки, выстилающие не только рот, нос и дыхательные пути, но и пищеварительный тракт и все остальные полости человека. Так что лечение не должно быть опаснее болезни.